Граждане Молдовы всеми силами пытаются выжить. А для этого уезжают за рубеж на заработки. Россия, Италия, Португалия, Греция, Бельгия - всюду на наших работников есть спрос. Трудовые мигранты (а их по неофициальной статистике более - миллиона!) не только содержат свои семьи, они еще активно пополняют бюджет своей страны. И все бы ничего, если бы не одно «но» … Пропорционально числу трудовых мигрантов и сумме их перечислений так же растет и количество брошенных детей. Молдавский феномен социального сиротства перерос в национальную трагедию…
Социальное сиротство - SOS!
Множество школьников - детей мигрантов - бросают учиться, прожигают жизнь в барах, интернет-клубах, просто в подворотне. Сколько же их? Общая численность населения Молдовы примерно 3,6 миллиона (Данные Департамента статистики на начало 2009 года) и 22,1% из этого количества - дети до 18 лет. По примерным подсчетам треть из них живут без одного и каждый десятый - без обоих родителей. Получается, что из 788 970 наших детей 262 990 - из неполных семей, а 78 897 - вообще без родителей (наверное, имеются в виду и реальные сироты, и социальные). Целые города детей-сирот! И большинство при живых маме и папе!
У 7 нянек - дитя без глазу
Пока ответственность за судьбу детей, оставшихся без присмотра родителей (как еще говорят, оказавшихся в сложном положении или в кризисной ситуации) "делят" между собой Министерства: социальной защиты, образования, внутренних дел, здравоохранения и Национальная касса социального страхования, - в зависимости от того, что конкретно происходит с несовершеннолетним членом нашего общества. Раньше узнать что-либо было практически невозможно. Мы пробовали, Бог судья! Нас долго футболили из министерства в министерство…
Ситуация немного улучшилась, когдак делу подключились международныеорганизации. А в прошлом году в нашей стране появилсяпарламентский адвокат по правам ребенка. Им стала Тамара Плэмэдялэ. И у нее уже сформировался свой взгляд, как следует решить проблему социального сиротства. По ее словам, у родителей мигрантов надо формировать более ответственное отношение к своим детям. И если не помогает убеждение, применять и законодательные рычаги. Уже действует решение правительства по поводу тех трудовых мигрантов, кто легально - по контракту уезжает на заработки, что они обязаны представлять на границе документ об официальном оформлении опекунства над их ребенком. Но как сообщили нам в районных отделах опеки и попечительства, это пару случаев на район. Остальные выезжают нелегально. Как же обязать заботиться о своих детях и тех, кто уезжает нелегально? Парламентский адвокат считает, что нужно потребовать от пограничников в обязательном порядке спрашивать от всех выезжающих граждан сертификаты с информацией, кто остается с их детьми и опекает их.
Главное дополнение, предложенное данной правозащитной организацией нынешнему парламенту, - к Закону № 269-XIII от 9.11.1994 года о въезде и выезде в Молдовукак раз обязывает родителей, у которых есть несовершеннолетние дети, выезжающих из страны, представить документы от попечительской организации о том, что ребенок на время их отсутствия будет иметь своего официального представителя. То есть опекунство над их детьми должно быть оформлено обязательно либо с каким-либо родственником, либо с органом опеки и попечительства. Последний и выдает требуемую справку для предъявления на пункте пропуска через границу.
- Это станет поддержкой Закона о трудовой миграции, вступившего в силу с 1 января 2009 года, где говорится о взятии на учет детей мигрантов, остающихся в стране без родителей, однако не предусмотрены реальные механизмы контроля. Гражданина надо обязать представлять документы о взятии на учет своих детей, если он их оставляет в Молдове. Пример - Румыния, где издан специальный Указ о мониторинге всех детей, оставшихся без родительской заботы, на период пока их родители находятся за рубежом, - говорит госпожэа Плэмэдлэ. И это лишь одна из предложенных правозащитником мер.
Ключ без права передачи?
Проблемы ребенка - деликатная материя. Наши истории без имен, фамилий и места жительства. Ведь судьба несовершеннолетнего члена общества только решается. Что бы ни натворили его родители. Например, в одном районе родственники ребенка пожаловались, что его родители пропали, а они не могут вот уже 5 лет оформить опекунство над ним. А без такого документа его права нарушаются, он не получает бесплатные медицинские услуги, нельзя оформить нужные документы. Местная администрация безуспешно пытается разыскать родителей, они уже и в розыск поданы. И пока все это тянется - ребенок вырос, скоро уж в школу пойдет, а все без присмотра. А все дело в том, что по существующему законодательству опекунство оформляют только по согласию родителей. «В случае, когда родители забывают о детях, и не поддерживают с ним связь в течение определенного времени, орган опеки и попечительства должен иметь право совершать действия в защиту прав ребенка, не ожидая согласия родителя, который его бросил. Надо исключить из закона положение об обязательном согласии родителя для оформления опеки. Опекунство - всегда в интересах ребенка!» - уверена парламентский адвокат по правам ребенка.
Пока местные органы опеки и попечительства для оформления опекунства иногда инициируют судебные процессы по лишению родительских прав. Как результат, над детьми, оставшимися без присмотра, оформляют опекунство в единичных случаях - по пальцам можно пересчитать. А тысячи остаются без присмотра, а значит, без реальных прав.
Термина нет, нет и проблемы?
Ион Гузун, ответственный в Центре по правам человека за разработку законодательных предложений по защите прав и интересов детей, тоже считает, что надо повышать ответственность родителей: «Законодательство РМ не интерпретирует в должной мере специфику детей, которые остаются без родительской заботы из-за трудовой миграции. Понятие "ребенок мигрантов" не отражается ни в одном нормативном акте. В этом отношении не предусмотрено никаких мер по их защите. Нет соответственных органов или же услуг по отношению к ним”. Центр по правам человека в своих рекомендациях парламенту предложил более жестко наказывать родителей за невыполнение своих родительских обязанностей (по ст. 63 КоАП РМ "Невыполнение обязанности содержания, воспитания и обучения ребенка"). Пока что в каждом районе бывает по 6-7 случаев привлечения к таковой административной ответственности.
Местные власти предлагают, если над ребенком мигранта оформляют опеку, надо, чтобы родители через госструктуры приплачивали приемным родителям. Еще один вариант решения - сформировать Национальный фонд ребенка, который будет существовать за счет государственной поддержки (например, за счет местных налогов), денег от родителей - трудовых мигрантов, и на взносах местных и зарубежных доноров. Так мы бы смогли решать многие вопросы и в области образования, и по ремонту школ, и по творческому развитию детей-сирот, трудовых мигрантов, из социально уязвимых семей. Есть положительный опыт даже на постсовестком пространстве. Например, в Азербайджане.
Корнелиу Цэруш - руководитель управления семьи и ребенка Министерства социальной защиты тоже сетует, что даже и термина "социальное сиротство" в законодательстве не существует, поэтому и четкий учет затруднителен: «По разным причинам оставленный ребенок сегодня не учится, а завтра может оказаться на скамье подсудимых или же будет нелегально вывезен за границу, став объектом незаконной торговли живым товаром или жертвой социального насилия…»
"Хочу, чтобы мама вернулась!"
В Сорокском районе, рассказала Зоя Чумак - начальник отдела социального обеспечения, семьи и ребенка в кризисных ситуациях,проблема социальных сирот решается с помощью специализированных центров "Азимут", "Икар", "Акасэ" и для молодежи старше 15 - "Дачия", где дети содержатся временно. Эти центры финансируются из местных бюджетов. Здесь вместе с неправительственной организацией "Terra des homme" провели интересную акцию. Опросили анонимно всех детей, родители которых на заработках. Их спрашивали: что такое счастливая семья, что бы они хотели сказать своей маме и как себя чувствуют с родителями. Их ответы собраны и опубликованы в брошюре. Покинутые дети, мама которых, быть может и не вспоминает о них несколько лет, всепрощающе заявляют: "Хочу, чтобы моя мама вернулась!". Счастливая семья, конечно же, та, где мама, папа, брат и сестра живут дома и никуда не уезжают. Детям не нужны деньги, которые присылают им папы и мамы, а нужны они сами рядом, каждый день.
Дать наказ пограничникам
Правилом становятся ситуации, вроде той, что случилась в Унгенах. Ее теперь обсуждает весь город. Одна мамаша договорилась со своими соседями, у которых двое детей, что оставит им 4 своих и будет им выслать хорошие деньги ежемесячно. Полгода по 100 евро и вправду приходило, а потом мать исчезла, а дети остались без всяких документов и без прав. Чтобы хоть как-то легализовать их, местный орган опеки и попечительства определил ту семью на курсы профессиональных родителей. Одновременно идет процесс по лишению исчезнувшей мамаши родительских прав (иначе ни усыновление, ни опекунство не оформить). Пока эта семья получают на детей пособие как патронажная.
Профессиональные родители, по мнению Ларисы Бубнова, специалиста Унгенского органа опеки и попечительства - выход из ситуации. При этом она признает, что в Унгенах не все социальные сироты выявлены, слишком сложно это в условиях города. В селах на уровне местных примэрий это сделать гораздо проще. Еще в Унгенах действует служба для детей, оставшихся без присмотра, где они временно размещаются, пока им подыскивается семья и решаются проблемы документирования.
Всех денег не заработаешь, а детей потеряешь
Начальник отдела опеки и попечительства Оргеевского района Елизавета Юркусчитает очень правильным и своевременным постановление правительства об обязанности родителей-мигрантов оформлять опеку надо оставленными детьми и предъявлять соответствующую справку на границе. Правда, в этом году местный отдел опеки и попечительства выдал всего 3 таких подтверждения. Между тем брошенных детей гораздо больше. На пунктах пропуска должна быть своя база данных и специальный уполномоченный, считает госпожа Юрку.
Как раз на днях из Оргеева оба родителя уехали в Чехию, бросив ребенка на чужую женщину и не оставив никаких документов. Обещали присылать по 100 евро ежемесячно, но послали лишь один раз и пропали. Женщина обратилась к социальным работникам. И теперь непонятно, как оформлять этого ребенка без документов, без согласия родителей.
В Кахульском районе в этом году своя трагедия: женщина уехала в Турцию, завела там другую семью, а в Молдове оставила трех детей. Говорит, новый муж ничего о ее прежних детях знать не хочет. И она их променяла…на свое женское счастье.
Дети под ударом
А что остается делать брошенным детям? Они часто озлобляются, становятся на путь преступления. Так, один кахульский несовершеннолетний уже неоднократно судим. Участвовал в нашумевшем ограблении заправки в Кахуле, в нападении в монастыре на батюшку. Его мать тоже в Турции с новым мужем. Отца он вообще не помнит. А дедушка, с которым он жил, недавно умер…”В этом году у нас в районе трое родителей лишены родительских прав», -рассказывает специалист по правам ребенка Кахульского района Елена Бакалу. Она считает, что страшное последствие трудовой миграции - то, что родители отвыкают от своих детей. Оказывается, даже материнские чувства притупляются и сходят на нет, если мать долго не видит свое дитя.
К сожалению, феномен социального сиротства приводит к самым неблагоприятным последствиям. Есть и на этот счет страшная статистика - как в Департаменте статистики, так и в Центре по правам человека.
Многие работники районных отделов образования и отделов опеки и попечительства сетовали на то, что главная опасность оставления детей без присмотра - преступность. Улица не оставляет выбора. Сколько бы не зарабатывали родители, отправившиеся за лучшей долей в дальние страны, и какие бы подарки не посылали брошенным детям.
Расследование выполнено при поддержке Центра журналистских расследований и ЮНИСЕФ-Молдова