Однажды я встретился с коллегой, пастором из Бразилии, которого много лет не видел. После объятий он меня спросил: «Дружище, как семья, как дети?». Я ответил, что все хорошо, но детей еще нет. То, что я услышал в ответ, перевернуло мой мир: «Не хотите ли вы кого-то усыновить? Я имею четверых детей, трое из них усыновлены. Это огромное благословение». Я смутился, сухо сказав, что усыновление не для нас.
Но пастор Роберто был настойчивым: «Когда одна из наших названных дочерей пошла в первый класс, на первом занятии учительница попросила всех детей нарисовать себя в животике мамы во время беременности. Когда наша дочь рассказала нам об этом, мы с нетерпением хотели посмотреть на ее творчество. Она нарисовала мою жену с огромным сердцем, а в середине – саму себя. И добавила: «Моя мама родила меня в своем сердечке!».
Но я, как настоящий пастор, не всему сразу верю. Несмотря на то, что моя жена давно говорила мне об усыновлении, я все равно думал, что это не наш путь. Впоследствии, через несколько месяцев, мы с женой встретились с коллегами-миссионерами, которые служат в Латвии. Жена миссионера, не зная ничего о нашем предыдущем разговоре с пастором Роберто, рассказала случай из своей жизни. Их семья посещала одну церковь. Когда женщина меняла подгузник своей младшей дочери, к ней подбежала девочка трех-четырех лет и спросила: «Тетя-тетя, а где родилась ваша дочь? В животе или сердечке?» Не дожидаясь ответа, она добавила: «Потому что моя мама родила меня в сердечке». Эти две истории навсегда изменили нашу жизнь.
Тогда мы вместе с женой впервые спросили у Бога: «Господи, мы десять лет не имеем детей, что Ты хочешь от нас?» И Бог сразу ответил: «Ваше бесплодие – это не приговор, а другой путь к отцовству. Две маленькие девочки научили меня, сорокалетнего дядька, одной простой истине: родить можно в животике, родить можно и в сердечке. То и другое называется отцовством.
Далее Бог начал писать новую страницу нашей жизни. На пути от бесплодия до отцовства нам пришлось изучить несколько различных уроков. Позвольте поделиться только наиболее важными. Урок первый: не ставь Богу условий. Признайте тот факт, что Божий путь намного лучше, чем ваши планы или мечты. Проблемы начинаются тогда, когда мы начинаем с Богом торговаться: «Дашь мне это, а я дам это». И я поставил Богу условие: если обеспечишь нас собственным жильем, тогда мы возьмем ребенка. И Бог четыре года молчал. На десятый год нашей супружеской жизни Бог меня сломал. Я принял то, что моя жена уже давно поняла – следование за Богом должно быть безусловным. Бог не любит, когда мы с Ним торгуемся. Он ценит тех, кто за Ним следует. Безусловно. В чем суть? Счастлив не тот, кто что-то получает от Бога, а тот, с кем Он идет по пути!
Второй важный урок: сделай все, что зависит от тебя сегодня, чтобы завтра не застало тебя врасплох. Не имея собственного жилья, мы начали готовить документы на усыновление. И знаете, что Бог сделал? Он дал нам собственное жилье. И сделал это именно тогда, когда мы от этого отказались. Иногда мы готовы взяться за дело только тогда, когда изменятся обстоятельства. А когда изменения происходят, мы к ним не готовы. Поэтому готовься уже и сейчас. Не зря написано: «Если будешь верным в малом (настоящем), тогда поставлю тебя над большим (завтрашним)».
Третий урок: наблюдай. Когда мы стали на путь усыновления Бог понемногу готовил наши сердца к изменениям. Мы просто стали обращать внимание на то, что вокруг происходит. Мы общались с людьми, которые уже имели подобный опыт. Слушали их истории, узнавали о преимуществах и недостатках, на что нужно обращать внимание, а что есть второстепенным. Например, я сомневался, смогу ли полюбить «чужого» ребенка. Знаете, какой я получил ответ? Есть три типа беременности: первая – планируемая; вторая – нежелательная; третья – беременность сердца. Это и является усыновлением. Библия говорит, что мы усыновлены Богом. А усыновленные – это свои, не чужие. Наблюдение помогло нам удостовериться в правильности выбранного пути.
Урок четвертый: открыто говори на эту тему и призывай к молитве близких людей. Как говорят социологи, мы, славяне, живем в «культуре стыда», где не принято говорить открыто о своих проблемах. Мы с женой заметили, что впервые в жизни начали свободно говорить на тему отцовства, и от этого нам стало легче. Мы перестали чувствовать себя обделенными и несчастными, а просто другими. Мы не хотели, чтобы нас жалели, а молились. У нас исчез страх, и мы не переживали, что о нас скажут люди. Наша домашняя группа стала для нас большой поддержкой. Мы поговорили с родителями, рассказывали о своих намерениях. Мы просто начали просить близких людей молиться, чтобы Бог явил Свою волю.
Еще один урок, данный нам Богом: когда придет тот день, не бойся, а действуй. Мы молились о том, чтобы усыновить маленького ребенка. Мы подготавливали документы и стали в очередь; никого не искали, ни с кем и ни о чем не договаривались. Но однажды к нам пришли и сказали, что скоро родится ребенок, которого хотят отдать только верующим. Я, как всегда, в это не поверил. Мол, нас хотят использовать, беременная женщина нуждается в помощи и тому подобное. Мы с женой решили, что поможем ей, а когда родится ребенок, мама, которая запуталась, его примет и все будет хорошо. За два месяца до даты рождения, в 7 утра зазвонил телефон. У мамы боль в животе, начались преждевременные роды. И вот я, «крутой» пастор и проповедник, лежу в постели и думаю: «Что я натворил? А оно мне надо? А смогу ли я дальше спать сколько захочу?». Пока пастор-эгоист приходил в себя, его жена начала действовать. Помогать во всем, что было необходимо.
Девочка родилась на седьмом месяце, весом чуть более полутора килограмма. Она имела огромные риски для здоровья, и врачи начали пугать страшными последствиями. Но Бог совершил чудо. Она выжила. Наша жизнь в корне изменилась. Так мы стали родителями. Страх присущ людям, но если ему верить, ничего в этой жизни не добьешься. А любовь изгоняет страх, потому что она действует.
И шестое, последнее, чем хотим с вами поделиться: Бог имеет утонченное чувство юмора. Когда мы доверяем свою историю Богу, Он делает гораздо больше, чем мы мечтаем. Когда наша дочь немного окрепла, где-то в пять недель мы понесли ее на молитву.
Всей семьей мы учились ее купать, поочередно давали кушать, менять подгузники. Ежедневно нас посещало множество близких людей, потому что бездетные Шмилиховские наконец стали родителями.
Одним поздним субботним вечером, когда дочь спала, жена позвала меня в ванную. Прихожу и смотрю: на раковине лежит тест на беременность, а на нем две черточки. Спрашиваю: «Что это?». Жена отвечает: «Не знаю!». Мы сотни раз делали этот тест. А тут... Я снова подумал, что это ошибка. На следующий день из тех, что были в аптеке, купили два самых дорогих теста. Оба показали две черточки. Я посмотрел на небо, и сказал Ему: «Ты имеешь чувство юмора!» Вопреки диагнозу медицины, мы забеременели и родили сына. Так за десять месяцев мы стали родителями двух прекрасных детей.
Нашим детям сейчас три и четыре годика. Если вы спросите у нашей дочери, где она родилась, она вам ответит, что в сердечке! Ее любимый цвет – розовый, а рисунок – сердечко. Недавно мы у нее спросили: «Доченька, а что такое любовь?», на что она ответила: «Семья». Только теперь, когда стали родителями, мы поняли одну простую истину: то, что дети дают нам, значительно больше того, что даем им мы.
Тебе не обязательно повторять нашу историю, но ты можешь написать свою. Путь от сиротства к отцовству лежит через сердце. Какая твоя история? Где твое сердце?
Анатолий Шмилиховский,
пастор церкви «Преображение», г. Львов,
руководитель миссионерских проектов Бразильской миссии JMM в Восточной Европе