Каждая приёмная семья – это удивительный шедевр Божий. Через своё послушание и посвященность подобные семьи являют миру свет Бога, Его любовь и заботу. Ярким примером этого является семья Сергея и Ольги Дебелинских.
Служение пастора – достаточно тяжелый труд. А у Вас также приемные дети – дополнительная ответственность и нагрузка. Какие моменты для вас стали наиболее сложными в общении с людьми?
Вероятно, самое сложное – это совершение душепопечения одного несовершенного человека другим несовершенным человеком. Здесь и поиск мудрости, и упражнение в терпении, и поиск примера или личный пример, и сила для преодоления неудач, которые имеют место быть, ведь не сразу после посева появляются добрые плоды.
Сколько у Вас приемных детей? Что подтолкнуло к усыновлению?
На сегодняшний день в нашей семье пятеро приемных детей. Вернее, уже четверо. Наша старшая Оксана вышла замуж, у нее уже своя семья. Она первая «выпускница» нашей приемной семьи, и она же первый Божий ответ на нашу молитву.
В середине 90-х братья и сестры из наших церквей брали детей-сирот на каникулы. Мы также участвовали в этом добром деле. Принимая деток, мы заметили, как быстро они менялись: раскрывались, доверяли свои переживания, проявляли теплоту, даже некоторые «болезни» покидали их за этот короткий срок. Когда мы расставались в очередной раз и слышали от детей: «Вы нас ещё возьмете?», – сердце как-то особо начинало биться в переживании за маленького человечка, который в свои малые годы уже познал предательство от самых близких людей. Однажды мы с супругой сказали себе: если бы у нас были лучшие условия для жизни (тогда мы жили в хрущёвке с моей мамой, имея уже троих детей), то мы взяли бы ребенка. Когда в разговоре с директором интерната я упомянул об этом, он мудро ответил мне: «Этим детям не нужны хорошие условия. Этим детям нужна ваша любовь». Я рассказал обо всем супруге, и Оля положила слова директора на сердце и начала молиться о ребенке, которого мы могли бы принять в наш дом. Прошло несколько лет, и к нам попала фотография девочки, которая нуждалась в родителях. Это было для нас ответом от Господа.
Столкнувшись с определенными проблемами после первого усыновления, вы продолжаете брать детей. Что способствует такому решению?
Когда мы приняли Оксану в семью, она буквально растворилась среди наших детей. Она стала нашей доченькой! Наши дети помогли нам в этом, дав свое согласие. Они ждали Ксюху и вместе с нами приняли её. Видя, как Бог благословил нас в этом добром деле, мы молились о возможности взять других детей в семью. Мы хотели еще нескольким детям подарить любовь, познакомить их с Богом, Который называет Себя их Отцом. Наши дети продолжали поддерживать нас, и это вдохновляло: «Мама, у тебя дар быть мамой. А если у человека есть дар, его надо реализовать по максимуму! Берите, а мы будем вам помогать». И в этом мы видим волю Божию, которую познаем, любовь, к которой Он призывает нас, возможности, которые мы имеем для добрых дел. Это мотивирует, подталкивает и дает силы проявлять заботу о «малых сих». Мы закончили курсы и получили статус приемных родителей. А через некоторое время взяли двух ребят – Руслана и Виктора. Старшему было тогда 8 лет, а младшему 3 годика. Их история жизни – это история боли и одиночества, которые они успели в свои малые годы уже прочувствовать и пережить. Потом ещё двух детей мы приняли в наш дом – Кирилла и Мишу – это два наших рождественских подарка (обоих мы забрали с дома малютки на Рождество, причем два года подряд).
Думали ли Вы раньше о служении пастора и приемной семьи?
Наверное, подобные вопросы я не задавал себе. Будучи неверующим человеком, я просто мечтал и думал о семье. Когда я познакомился с Олей, я впервые познакомился с верующими людьми. Был целый год споров о Боге, вере в Него, пока 10 декабря 1985 года я не уверовал в Него как своего Спасителя. После этого я сделал Оле повторное предложение, чтобы она стала моей женой, на которое она дала согласие. Первые годы нашей совместной жизни я лично не думал ни о пасторском служении, ни о служении сиротам. Но у Бога особые планы на каждого из нас. Оля молилась за меня, чтобы Господь дал мне желание и возможность быть посвященным для Него в служении. В 1992 году я оставил учебу в Пищевом институте, на тот момент я уже учился в аспирантуре, чтобы начать служение в церкви. Тогда и был наш первый опыт служения детям-сиротам, с которого впоследствии и началась история нашей приемной семьи.
Как вы проводите время вместе? Есть ли любимый праздник в вашей семье?
Так как у нас большая семья, то и праздников у нас много: дни рождения, Рождество, Новый год, совместный отдых. На Новый год в нашем доме много молодежи. Дети приглашают своих друзей, и к этому готовится вся семья. Потом новогоднее богослужение в церкви, молитвы дома, общение детей с друзьями – мы стараемся быть рядом, чтобы разделять их радость. Особым временем для всей семьи является также семейный разбор Библии, который мы проводим каждый вторник. Участвуют все. В конце разбора каждой библейской книги – подарки и разные сюрпризы.
Чаще всего приёмными семьями становятся те, кто уже имеет серьезное служение. Что пожелаете таким семьям?
Думаю, особенно готовыми к большому труду должны быть мамы (сужу по нашей семье). Львиная доля служения детям, которые пришли в нашу семью – на Оле. Я ей в этом деле помощник. Она всегда дома, больше с ними беседует, служит им.
Женам совет: будьте готовы, что особая нагрузка ляжет именно на вас. Отцам же надо будет немного поменять свои приоритеты, кое в чем сделать корректировку – планировать своё время, чтобы жена не оставалась один на один с проблемами. Дети нуждаются в отцовском наставлении, беседе, примере. Большой помощью в служении является изучение Библии (это фундамент для благословенной жизни не только нашей, но и детей, которых Господь послал в наш дом), молитвы с детьми: когда ты призываешь на помощь Божью благодать и знаешь, о чем ребенок переживает, можешь вовремя реагировать на его проблемы. Также это помощь родных детей, когда они включаются в это служение, и это особое время в их жизни – они учатся служить. Хотелось бы всем посоветовать быть соработниками со своими детьми на этой ниве.
Что бы Вы пожелали семьям, которые сомневаются, взять ли на себя миссию усыновления?
Если вы думаете об этом – это уже хорошо! Первое: молитесь о Божьем водительстве в этом вопросе, чтобы не допустить ошибку и в последствии не причинить боли ребенку и не пережить разочарование самим в одном из самых благословенных служений, которое мы можем совершить в своей жизни.
Второе: исследуйте Слово Божье, которое является Конституцией нашей жизни, что оно говорит об этом вопросе. Более 40 раз упоминаются сироты, и большинство текстов призывают нас заботиться о них, быть участниками в их жизни. Апостол Иаков пишет: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях» (Иак.1:27). Если вы евангельский верующий, то стремитесь строить свою жизнь «как написано».
Третье: подумайте о себе как о том, которого Бог через Иисуса Христа усыновил, подарив счастье жизни с Ним. Он назвал нас Своими детьми, а мы можем называть Его своим Отцом. Это то, что дало нам жизнь. Подобную миссию мы можем совершать в отношении детей-сирот и хоть в малой степени отражать то, что сделал для нас Господь Бог через Иисуса Христа, Сына Своего. Он, оставив славу Неба, прошел скорбным путем по этой земле, пострадал и умер на Голгофе, победоносно Воскрес, чтобы я и вы имели жизнь, и имели её с избытком.
Четвертое: помните, что мы, спасенные по благодати, спасены для жизни, которая должна быть наполнена добрыми делами. Одно из самых благословенных из них – это помощь детворе, которая нуждается в любви и в том, чтобы кто-то взял на себя ответственность познакомить их с Богом, любящим их. Чтобы кто-то помог им войти в эту сложную взрослую жизнь, помог подготовиться к ней и не погибнуть.
Руслана Петрушко